Когда освещают яйца и куличи на пасху: традиции и советы

Когда освещают яйца и куличи на Пасху

В Великую субботу в храмах выносят лавки на улицу, потому что, наплыв верующих будет очень большой.

В этот день проводится обряд освящения еды, в частности, таких важных пасхальных блюд как крашеные яйца и куличи.

Именно Великая суббота, которая в этому году приходится на 15 апреля — это единственный день, когда освещают яйца и куличи на Пасху.

В каждом храме время в течение этой субботы, когда проводится освящение еды, будет изменяться и нужно ориентироваться на конкретное расписание. Но, в общем, освящение начинается около 12.00 дня, после окончания утренней литургии, длиться до 19-20 вечера.

В некоторых храмах расписание служб устанавливается так, чтобы освятить продукты можно было дважды в течение одного дня или даже утром в Воскресенье Пасхальное.

Лучше заранее поинтересоваться, когда и как будет проходить освящение куличей и яиц в храме, в который вы собираетесь поехать с этой целью. Кстати, сегодня у многих храмов есть свои сайты в интернете, где обновляется расписание богослужений.

Поэтому, не обязательно даже предварительно ехать в храм, чтобы ознакомиться с актуальным расписанием.

Правила освящения куличей

Если рассматривать установленные исторически каноны христианской церкви, то освящение куличей должно проходить именно после окончания службы, сопровождаться молитвенными песнопениями.

Но сегодня людей, которые принимают участие в этом процессе, слишком много.

Храмы не справлялись бы с наплывом верующих, если бы не освящали куличи и яйца беспрерывно в Великую субботу в течение нескольких часов подряд.

Великая суббота наступает вслед за Страстной пятницей.

Уже вечером во время службы священники переоденут свои черные одежды в праздничные белые, после Крестного хода в полночь с субботы на воскресенье священник скажет «Христос Воскрес», а это значит, что наступила Пасха и люди должны поздравлять друг друга.

В некоторых небольших деревенских храмах освящение еды, как это положено по церковным канонам, проводится именно в эту ночь.

Но в городах наплыв людей очень большой и пришлось бы отложить службу, чтобы всю ночь освящать еду.

Поэтому сегодня освящение куличей, крашеных яиц и другой еды проводится именно в день Великой субботы.

Какие продукты освящать

Каждый священник скажет, что не нужно тащить с собой в храм огромную корзину с едой, где будут все запланированные пасхальные яства. Достаточно освятить один кулич и несколько крашеных яиц. Ни в коем случае на освящение не приносят вино или другие алкогольные напитки.

Освящение пищи носит символический характер, эти продукты в праздничное пасхальное утро используются для разговления после Великого поста, правильного выхода из этого периода.

Совет! Не обязательно приносить на освящение куличи, которые только что достали из духовки. Более того, кулич и глазурь уже должны полностью остыть. Крашеные яйца берите разных цветов.

Добрым делом считается угостить других прихожан частью принесенных продуктов, что-то положить в корзинку, которую за священником несут служители церкви в качестве благодарности храму за проведение столь большого и важного обряда. Не забывайте дать милостыню людям, которые стоят у храма с протянутой рукой.

Для освящения лучше всего класть продукты в корзинку с плоским дном, которую легко можно поставить на землю или на лавку.

Дополнительно корзину можно украсить лентами, цветами, красивым рушником.

Форма и размеры ее должны быть компактные и удобные, чтобы в храме места хватило всем. Продукты прикрыть тканью.

Распространенные вопросы, касательно освящения продуктов и ответы на них:

  1. Когда начинают освящать куличи? Ориентироваться нужно на полдень Великой субботы и идет этот процесс до позднего вечера. Лучше поторопиться, потому что, не во всех храмах повторяют обряд освящение еды в пасхальное утро.
  2. Что важно, кроме освящения еды при подготовке к Пасхе? Обязательно следует посетить службу, помолиться, а также исповедоваться и причаститься.
  3. Во сколько начинается пасхальное богослужение? Именно праздничное богослужение начинается в полночь с Крестного хода, однако сама служба начинается около 11 вечера в Страстную субботу.
  4. Когда заканчивается пост? После божественной Литургии в ночь с субботы на воскресенье и причастия заканчивается пост, это около четырех утра. С этого момента уже можно садиться за праздничный стол и праздновать наступление Пасхи Христовой.

Загрузка…

Источник: https://fotoresepti.ru/osvyashhenie-yaits-i-kulichej-v-pashu/

Когда святят куличи и пасхальные яйца: церковные правила..

Когда святят куличи и пасхальные яйца: церковные правила..

Время, когда святят куличи в разных храмах, отличается. В одном храме освятить продукты для праздничного стола можно в субботу, в другом – рано утром в воскресенье. В некоторых храмах службы проводятся таким образом, что верующие имеют возможность принести продукты на освящение дважды.

Поэтому перед тем, как отправиться в церковь святить куличи, лучше заранее поинтересоваться о времени и порядке пасхальной службы. Это можно сделать у служителей церкви. Но перед тем, как отправляться на церковную службу, необходимо подготовиться.

Когда положено святить куличи по правилам?

Церковная служба проводится по установленным канонам, которые допускают весьма незначительные отступления.

По канону каждая служба сопровождается молитвенным песнопением, характерным для определенного события, времени суток, наличия ограничений по дням поста и памяти святых и так далее.

Пасхальная служба длится всю ночь, и обряд освящения продуктов, приготовленных для утренней праздничной трапезы, проводят в 4 часа утра. Эти продукты прихожане потом несут домой, и с них начинается завтрак.

https://www.youtube.com/watch?v=UqgweBCIz7w

Однако освящать продукты в Великую Субботу тоже допустимо. Обряд проводится в субботу вечером, на вечерней службе.

После Страстной Пятницы Великая Суббота считается предпраздничным днем, священник уже одевает белые одежды, а песнопение церковного хора становится более радостным. Воскресение Христа близится.

Святить куличи в Великую Субботу удобнее, ведь для того, чтобы сделать это в воскресенье, необходимо посетить окончание всенощной службы.

Рано вставать очень неудобно, и стоять всенощную в церкви позволить себе могут далеко не все. Поэтому традиция освящать продукты накануне, в субботу, появилась достаточно давно.

Хозяйки пекли куличи в ночь с пятницы или рано утром в субботу, вечером относили в церковь.

А утро уже проходило дома, потому что после уборки в Чистый Четверг, молитвенного и телесного подвига в Страстную Пятницу, приготовлений в Великую Субботу силы на всенощную оставались не у всех.

Какую еду можно освящать на Пасху.

Куличи, творожные пасхи, яйца, мясо и вино – вот продукты, которые по обычаю приносятся в церковь для освящения.

Необязательно приносить много продуктов, так как освящение мяса и вина, скоромной пищи, носит символический характер. Таким образом разрешается закончить пост.

Но разговление начинается либо яйцами, либо кусочком кулича или пасхи. Поэтому нести в церковь нужно в первую очередь именно эти продукты.

Необязательно приносить всю выпечку, которая была приготовлена накануне. Достаточно одного или двух куличей.

Первый съедают во время утреней трапезы, разделяя между членами семьи, второй хранится еще неделю и даже больше, может быть, до следующей Пасхи. Но так сейчас поступают очень редко.

Даже самый лучший кулич постепенно черствеет, поэтому его стараются съесть поскорее, пока он свежий. Крашеные яйца стоит принести все, ведь их дарят, дают на обмен, чаще сохраняют на память о празднике.

Другие продукты несут в церковь, если это позволяет достаток. При этом следует помнить, что не все прихожане могут позволить себе приобрести хорошее вино и мясные продукты даже на праздник.

Поэтому добрым делом будет угостить других прихожан в церкви после службы частью принесенных продуктов, или оставить для тех, кто остается на специально организованную при церкви трапезу. Также следует поинтересоваться заранее, какие продукты можно было бы принести в церковь вместе с куличами.

Некоторые священники не позволяют ставить мясо и вино, даже если церковная традиция не имеет ничего против.

Помимо куличей и творожных пасок, можно выставлять другую выпечку: пирожки, булочки, печенье, пасхальный сладкий хлеб, пирог. Можно освятить сладости и фрукты.

Запрещенных продуктов в списке получается немного. В первую очередь, не стоит пытаться принести водку и другие спиртные напитки кроме вина. Вино, кстати, необязательно должно быть красным. Но белое вино признается далеко не во всех церквях.

Приходить на освящение куличей лучше заранее. В праздничные дни в церкви бывает намного больше прихожан, чем обычно.

Поставить свои продукты на стол, беспрепятственно пройти к нему, сразу удается не всегда.

Вдобавок, служба может начаться немного раньше или позже положенного, а время освящения сдвинется. В небольших приходах такое случается обычно чаще.

Удобнее, если все продукты положены в корзинку, которая так и ставится на стол. Часто эту корзинку принято украшать цветами. Но форма и размеры ее пусть будут компактными и удобными.

Кроме нее на столе будет много других, и места должно хватить всем. Корзинка выстилается салфетками или вышитым специально для праздника полотенцем.

Во время транспортировки куличи и другие продукты можно будет накрыть тканью.

Источник: https://mypensiya.mirtesen.ru/blog/43764379871

Освящение куличей, яиц и творожных пасох – обязательно ли?

В Великую субботу к храмам текут потоки людей с пакетами, узелками, в которых яства для пасхального стола. Многие из тех, кто приносит пищу на освящение, в храм вообще-то не ходят. Как к этому относиться? Обязательно ли освящать куличи и крашеные яйца?

Протоиерей Александр Агейкин

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя.

Человек приходит в  храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств.

Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают  возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

ria.ru

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что  он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые  потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, – это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет  вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасох.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».

Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание,  оставляя только внешнюю форму, – это становится неправильным.

https://www.youtube.com/watch?v=tbVKdwp-ePU

Но содержание не может существовать без формы. Это общефилософская истина.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасох, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасох, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди  не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода…  А освящение куличей и пасох полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, не пасох. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя.

Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается.

Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа!!!

Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!

Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…

Источник: http://www.pravmir.ru/osvyashhenie-kulichey-yaits-i-tvorozhnyih-pasoh-vazhnaya-traditsiya-ili-ustarevshiy-obryad/

Зачем мы освящаем куличи и пасхи?

Татьяна Балашова

– Отец Борис, почему принято освящать праздничную пасхальную снедь – куличи, пасхи, крашеные яйца?

– Давайте начнем издалека. Мы знаем, что в праздник Преображения освящаются земные плоды, в первую очередь, – виноград, яблоки и др. Зачем? Чтобы эти яблоки и виноград стали святее? Нет, конечно. Давайте подумаем.

Мы ведь приносим Богу те плоды, которые Господь дал нам произрастить, так? Сажает-то человек, а произращает Бог.

И вот эти плоды мы приносим Ему, посвящаем Ему, и потом принимаем от Него это как радость праздника, как некое благословение Божие на наши жизненные труды.

Известно, что в древности люди приносили в церковь просфоры, которые пекли сами, и они использовались в богослужении для совершения Таинства Евхаристии. Но это – хлеб, который используется в богослужении, это приношение Богу. Но ведь наша жизнь проходит не только в храме, но и дома, и на работе.

В храме мы радуемся и причащаемся Небесного Хлеба – Тела и Крови Христовой, принимаем Христа в свое сердце и в свое тело. Эта радость касается и наших душ, и наших тел.

Поэтому вполне закономерно в дни великих праздников делается праздничная трапеза. И в праздник Пасхи нас интересует не изобилие разных деликатесов на столе. Есть ли таковые, нет ли – это не принципиально. Вопрос в другом.

Смотрите, хлеб символичен – это тот продукт, без которого человек не мог существовать: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь…” В древнем мире хлеб был всегда символом жизни, питания.

Но хлеб-то мы получаем от Бога: Он произращает злаки, а мы их используем. А кулич – это не просто хлеб для питания нашего, но хлеб радости праздника, который мы употребляем дома, во время агапы, праздничной домашней трапезы.

Делаем этот хлеб сдобным и красивым, ведь это хлеб величайшего праздника. Украшенные куличи, сладкие творожные пасхи, крашеные яички – понятно, что все это освящается молитвой…

Кулич традиционен с глубочайшей древности, как и крашеные яички, и творожная пасха, которая в разных местах может иметь другое название.

Да и кулич в некоторых местностях именуется по-другому. Например, в Украине кулич называется пасхой, а творожная пасха – сырной пасхой.

Но смысл в употреблении их один и тот же – это отражение нашей радости.

В первые века христианства люди совершали Литургию, молились, причащались, а потом начиналась агапа – вечеря любви, на которой собирались после праздника, сидели за столом, вкушали пищу в радости и веселии.

Сейчас наши праздничные пасхальные трапезы – это продолжение праздника за столом, в домашних и семейных условиях.

Так что кулич вполне можно назвать хлебом радости – радости, принесенной от Бога в нашу земную жизнь.

Почему же все-таки мы освящаем пасхальные кушания? Чтобы на нашей пище и на нас пребывало благословение Божие. И прежде всего мы освящаем пищу, кропим святой водой, чтобы освятить нашу трапезу.

– А почему символом праздника Пасхи является и яйцо?

– Яйцо очень символично, потому что, с одной стороны, содержит в себе еще нераскрывшуюся жизнь.

Но, с другой стороны, яйцо и символ Воскресения – как Христос, лежащий во гробе, которого не может сдержать гробовая пещера, и Он выходит наружу.

Эта трапеза освящена тысячелетними традициями. Она есть во всех христианских странах, хотя в разных странах формы могут различаться.

– Каким образом может происходить освящение куличей, пасхи и яиц в разных храмах?

– Куличи, яички и пасхи освящаются в храмах. Бывает, что в храме очень тесно, много народу, тогда освящение проходит на улице. Расставляются столы, проходит священник, окропляет принесенную снедь святой водой.

Но, конечно, если есть такая возможность, очень хорошо, когда освящение куличей и прочего проходит в храме, а не просто люди пришли к церкви и освятили их.

Почему? Потому что намного лучше, если люди придут не просто, чтобы покропили яички, а к Богу, в храм, прося Его благословения.

https://www.youtube.com/watch?v=iNjSgVyBui8

Они пришли, взяли свечку, вошли в храм, зажгли ее. Вот куличик со свечкой. Это значит что? Молитвенное возношение к Богу.

Вот Плащаница, которая стоит посреди храма.

Люди с молитвой прикладываются к изображению мертвого Христа, Который умер за наши грехи и Который потом Воскреснет, Воскресение Которого мы и будем праздновать.

После этого они подходят к священнику, окропляются и их приношения, и они сами.

Что получается: люди пришли в храм с молитвой, приложились к святыне, предстали пред Божиим престолом с теми своими дарами, которые нужно освятить.

Люди малоцерковные, освящая свои куличи таким образом, в какой-то степени приобщаются своим сердцем к святыне, потому что мало кто подойдет равнодушным к изображению умершего Христа.

И очень хорошо, если в храме есть возможность провести освящение именно таким образом. В нашем храме мы стараемся идти именно этим путем.

– Есть ли смысл брать с собой детей на освящение куличей?

Если мы хотим, чтобы пасхальная радость коснулась детей, то дети должны участвовать и в приготовлении Пасхи, в том числе и молитвенном: и в богослужении пасхальном, и в праздничной пасхальной трапезе. Поэтому это очень нужно и важно и очень полезно для детей.

Татьяна Балашова

О приготовлении пасхальных кушаний рассказывается в статьях Проверенные рецепты куличей и Приготовление пасхи

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт “КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ”.
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.

Источник: http://www.pralin.ru/publ/8-1-0-281

Почему на Пасху красят яйца и пекут куличи. История и традиции праздника

Почему на Пасху красят яйца и пекут куличи. История и традиции праздника

Пасху — Светлое Христово Воскресенье, главный праздник христиан – православные и католики в этом году отмечают 16 апреля. 

Церковь празднует Пасху 40 дней — столько же, сколько Христос был с учениками после Своего Воскресения. Первую неделю после Воскресенья Христова называют Светлой или Пасхальной седмицей.

Из Евангелия

Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов пополудни и был погребен до наступления темноты.

На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними) несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса.

Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?». Но камень был уже отвален, а гробница пуста.

Это увидели и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Петр и Иоанн, и жены-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших к гробу одни за другими.

Значение

Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни с Христом — от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения.

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.

Своим Воскресением Иисус Христос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

История

Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали как воспоминание об исходе сынов Израилевых из Египта и избавлении от рабства.

В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения — Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, ее отмечали в 14-й день месяца нисана (март – апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом вселенском соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии.

Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресенье после иудейской Пасхи, после полнолуния и весеннего равноденствия.

Церковное празднование           

С древних времен пасхальное богослужение происходит ночью. Подобно избранному Богом народу — израильтянам, бодрствовавшим в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане не спят в священную предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова.

Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением снятого с креста тела Иисуса Христа) и относят ее в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня — в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Священнослужители снимают субботние белые и надевают праздничные красные пасхальные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители в алтаре поют три раза стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». А затем выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.

Крестный ход

Он означает шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается.

Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь.

Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят светильники и лампады, и все вместе поют: «Христос воскресе из мертвых!».

Заутреня 

Далее служат Пасхальную заутреню: поют канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце заутрени, после пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоуста», повествующее о радости и значении этого дня. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после заутрени служат Пасхальную литургию, где на разных языках читают начало Евангелия от Иоанна (если служат несколько священников).

После окончания праздничного богослужения православные христиане разговляются — угощаются освященными крашеными яйцами и куличами при храме или у себя дома.

Пасхальные яйца 

В христианстве пасхальное яйцо — символ Гроба Господня, в котором была скрыта вечная жизнь.

В Палестине гробницы устраивали в пещерах, а вход закрывали камнем, который отваливали, когда должны были положить покойного.

Предание говорит, что камень, которым закрыли гробницу Иисуса Христа, напоминал очертаниями яйцо. Под скорлупой яйца скрывается новая жизнь.

Поэтому для христиан пасхальное яйцо — это напоминание о Воскресении Иисуса Христа, о спасении и вечной жизни.

Красный цвет, в который чаще всего окрашивают яйца, означает страдания и кровь Христа.

Впервые упоминание о крашеных яйцах встречается в рукописи Х века, найденной в библиотеке греческого монастыря святой Анастасии. Согласно рукописи после службы на Пасху игумен раздавал братии освященные яйца со словами: «Христос Воскресе!».

По преданию, крашеное яйцо стало символом Пасхи после чуда с Марией Магдалиной.

Православная церковь почитает ее как равноапостольную святую и мироносицу, которая проповедовала о воскресшем Христе в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним.

Мария Магдалина пришла с проповедью и к римскому императору Тиберию.

По древнему обычаю императору подносили дары, и Магдалина поднесла яйцо со словами: «Христос воскресе!».

Император отвечал, что, как яйцо белое, а не красное, так и мертвые не воскресают. В тот же миг яйцо в его руке покраснело.

Есть предположение, что обычай красить яйца на Пасху связан с дохристианским празднованием весны.

Яйцо у многих народов являлось олицетворением животворной силы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца.

В верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян яйцо было символом рождения и возрождения.

Пасхальные яйца, окрашенные в один цвет, без рисунка, назывались крашенками (или галунками). Обычно для их приготовления использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. Получить другие цвета можно с помощью крепких растительных отваров.

Яйца, расписанные особым орнаментом, назывались писанками. Расписывали их только сырыми, и в пищу они не годились. После Троицы их принято было выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Сейчас красить яйца можно пищевыми красителями или украшать с помощью специальных наклеек.

В большинстве стран красят и расписывают яйца женщины и девушки. Как правило, этому занятию посвящают один из дней Страстной недели — Великий четверг, Страстную пятницу или субботу, которую из-за этого называли «Красильной» или «Красной».

Красить и дарить яйца на Пасху принято и у католиков. По традиции они дарят друг другу не только расписные куриные яйца, но и шоколадные.

Куличи и Пасха 

Это один из древнейших символов Воскресения Христа. Кулич подобен артосу — особому круглому высокому хлебу с изображением креста и тернового венца. Артос в храме означает жертву за людей — самого Христа.

В пасхальном угощении отражена вера христиан в незримое присутствие воскресшего Господа за их праздничной трапезой.

Предание говорит, что апостолы на общей молитве вспоминали Тайную вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. А при трапезе они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на Его место хлеб.

Подражая апостолам, пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова класть в храме на столе или налое перед Царскими Вратами артос, обозначая, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас хлебом жизни.

Все дни Светлой седмицы после литургии артос крестным ходом обносят вокруг храма. В субботу Светлой седмицы его с молитвой раздробляют и в конце литургии при целовании креста раздают народу как святыню.

На Руси к Пасхе в каждом доме выпекали внешне похожий на артос, но сдобный, с изюмом и орехами, праздничный хлеб и освящали его в храме. Этот хлеб получил название «кулич» от греческого слова «kollikion» — «круглый хлеб».

Куличи выпекают из сдобного теста с большим количеством масла и яиц. У католиков, кроме дрожжевых куличей, пекут и песочные, так называемые бабы.

Существовала примета, что, если кулич удался на славу, значит, и в доме будет процветание и благополучие. В Пасху на праздничном столе верх кулича срезали горизонтально, резали кулич кругами или ломтями, и все получали по куску.

К Светлому Христову Воскресенью готовят не только кулич, но и пасху из творога. В виде усеченной пирамиды она означает Гроб Господень, в котором совершилось Воскресение Христово.

Готовят пасху в специальной разборной деревянной форме — пасочнице из деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезаны буквы «ХВ» («Христос воскресе!»), а также крест, копье, трость, ростки и цветы — символы страдания и воскресения Иисуса Христа, а иногда и голубь — символ Святого Духа. Эти изображения и надпись остаются на готовой пасхе, когда пасочницу снимают.

КСТАТИ

А́ртос (по-гречески — «хлеб») — освященный квасной (дрожжевой) хлеб, иначе называемый просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из нее частиц). Просфора (просвира) (от др.-греч.

«приносимое») — в первые века христиане называли так приношения из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм.

Такое значение просфоры сохраняется в православной церкви и в настоящее время.

Фото Дмитрия ОСИПОВА

Источник: http://VitVesti.by/obshestvo/pochemu-na-paskhu-krasiat-iaitca.html

Когда красить яйца, печь и освящать куличи!

1:5021:507

В Страстной четверг принято печь куличи и красить яйца. Кулич — обязательное пасхальное блюдо. Для его приготовления тесто затворяют в ночь со среды на четверг, весь день в четверг пекут, а в ночь с субботы на воскресенье — освящают. Едят их всю Пасхальную неделю до Радоницы.

1:1079

Пасхальные яйца никогда не портятся, хоть месяц их храните, а куличи недельку так точно не зачерствеют.

1:12701:1275

По традиции всё надо сделать в четверг, т.к.

в Страстную пятницу нельзя ничего делать, а в субботу с утра уже обычно освещают яйца и куличи в церкви.

В Великую Субботу следует освятить куличи или пасху в храме. Это последний день, отведенный на приготовления к Светлому празднику.

1:17891:42:5082:513

По благочестивой православной традиции, приходя домой после праздничного Пасхального богослужения, мы разговляемся освященными в церкви куличом, пасхой и пасхальными яйцами.

2:9112:916

Для того, чтобы освятить куличи, пасхи и яйца, следует прийти в храм днем в Великую Субботу (как правило, в городских церквах освящение куличей совершается в течение всего субботнего дня после утреннего богослужения).

2:13192:1324

Для этого есть основание: в этот день Литургия святителя Василия Великого соединяется с пасхальной Великой вечерней. Начинается праздник, все происходит в возвышенном настроении и предвкушении завтрашнего дня — Христова Воскресения.

2:1759

Священнослужение совершается в торжественных белых облачениях.

2:120

После возгласа «Благословен Бог наш!» перед молитвой на освящение поется воскресный тропарь 2-го гласа:

2:316

Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный,

2:403

тогда ад умертвил еси блистанием Божества:

2:484

егда же и умершия от преисподних воскресил еси,

2:573

вся силы небесныя взываху:

2:624

Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

2:6992:704

Обычно этот же тропарь поется в то время, пока священник обходит столы с куличами и крашенками, окропляя их святой водой. Чтобы удобнее понять его смысл, приводим перевод на современный русский язык:

2:1074

Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная,

2:1155

тогда ад умертвил Ты сиянием Божества.

2:1228

Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил,

2:1317

все Силы Небесные взывали:

2:1368

«Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»

2:14542:1459

Освящение куличей обычно совершается так: верующие ставят свои приношения на особом столике в храме или на длинных столах во дворе храма. Пришедшие освятить куличи и яйца подходят к столу и ждут, пока отойдут те, кто уже пришел и занял место раньше них.

2:19262:4

Когда стол освободится, нужно поставить принесенное, по возможности развязать сумки и пакеты, при желании — зажечь свечи.

2:234

В кулич и пасху вставляют красную пасхальную свечу, которую зажигают перед началом освящения. Для этого нужно взять с собой спички или зажигалку.

Если свечи не хотят загораться, их задувает ветром или заливает дождем — в этом нет ничего страшного.

Зажигание свечей — необязательное действие, добавляющее праздничности и красоты обряду.

2:8542:859

Священник читает молитву и окропляет приношения святой водой, после чего прихожане жертвуют часть пасхальной снеди (обычно яйца) на храм.

Священника сопровождают: алтарник с большой тяжелой чашей святой воды, певчий (или двое), сотрудник с тарелкой для сбора денежных пожертвований и сотрудник с корзиной для яиц и других материальных даров (но не денег).

При приближении священника с процессией нужно отступить от стола на два шага, дав возможность пройти и окропить принесённое. Лучше сделать это заранее.

2:17932:4

Окропление касается только освящаемой пищи. Священник может по своему добровольному желанию кропить приносящих. Это необязательно, но все верующие просят окропить водой и их, особенно, маленьких детей. После этого у всех появляется радость в глазах и улыбки на лицах.

2:5012:506

В некоторых приходских храмах освящение куличей и пасох происходит непосредственно на пасхальной службе.

2:708

После окропления и раздачи милостыни можно свернуть сумки и пакеты и освободить место для следующего захода.

2:911

Напоминаем, что благодать, исходящая от святой воды и освящающая яства, беспрепятственно проходит через полиэтилен, а одной попавшей капли святой воды достаточно, чтобы освятить весь кулич целиком. Пакет, на котором узел никак не поддается, — не повод для огорчения. То, что внутри, всё равно освятится.

2:14662:14712:14763:1980

Источник: https://jenskiymir.com/main/1665-kogda-krasit-yayca-pech-i-osvyaschat-kulichi.html

Ешь Здорово!
Добавить комментарий